Китайский генетик Хэ Цзянькуй отредактировал ген, который отвечает за устойчивость к ВИЧ. В результате родилась девочка, которая никогда не заболеет СПИДом. Эта новость произвела фурор во всем мире. Одни аплодируют ученому стоя и говорят, что это новая эра в профилактике заболеваний (не только ВИЧ). Другие считают, что редактирование генов приводит к рождению мутантов. Что неэтично и опасно для всего человечества. Об этом рассказал журнал «Форбс».
Новый подход к борьбе с генетическими болезнями
Многие методы, обеспечивающие генетическое здоровье детей, давно и успешно используются в репродуктивной медицине. Отбор эмбрионов при экстракорпоральном оплодотворении по медицинским показателям принят во всех странах, где проводится процедура. В некоторых государствах даже можно выбирать, кто родится в результате ЭКО – мальчик или девочка.
В России это можно делать только если есть угроза передачи наследственной патологии, связанной с полом ребенка. Например, если родитель страдает редким заболеванием, которое передается только мальчикам.
В конце ноября 2018 года китайский ученый Хэ Цзянкуй сообщил о новом подходе к проблеме. Ученый отредактировал у эмбриона ген CCR 5, благодаря чему новорожденная девочка устойчива к ВИЧ, а ее сестра-близняшка – нет. Однако не все страны идут навстречу «генному дизайну» – некоторые из них восприняли информацию остро.
Опыт ученого соединил технологии, которые давно применяются в медицине и биологии. По методике CRISPR- cas9 ученые редактируют гены у зародышей млекопитающих. Ее же ученый применил в ходе протокола экстракорпорального оплодотворения. Она используется больше сорока лет, подарив жизнь миллионам здоровых детей.
Ученый произвел настоящий переворот – подошел по-новому к уже известным методикам. Предотвратить генетические патологии у детей смогут не только те родители, которые нуждаются в экстракорпоральном оплодотворении по показаниям, но и те, кто откладывал естественную беременность из-за своих болезней.
Этическая сторона вопроса
После новости об успехе китайского эксперимента в передовые клиники России обратились молекулярные биологи. Они предложили свои услуги тем парам на территории РФ, которые хотели бы уберечь будущих детей от каких-либо болезней, передающихся генами.
Российское законодательство пока не регулирует этот вопрос. Например, непонятно, этично ли предотвращать заболевания легкой тяжести, которые практически не меняют качество жизни, или стоит использовать новую методику только для предотвращения серьезных болезней?
Пока на территории РФ желающих воспользоваться «генным дизайном» нет, но это только вопрос времени. Сейчас же в клиниках, которые выполняют протокол ЭКО, приняты собственные советы по этике, и на их основании принимаются те или иные решения относительно отбора эмбрионов.
Наффилдский совет по биологической этике в своем отчете указал, что геномное редактирование допустимо и оправданно, если такой шаг защищает интересы ребенка.
Применение такой методики еще остается под вопросом, так как до сих пор не до конца изучены возможные риски и последствия.
Плюсы метода
Если генный дизайн все же получит распространение, то у детей будет меньше генетических заболеваний. Это происходит так: врач собирает информацию о том, чем болеют родители, затем определяет, какой ген отвечает за работу пораженного органа или нарушение функции. Выполняется ЭКО, в процессе которого генетик отбирает эмбрион и редактирует этот ген у будущего ребенка.
В итоге происходит зачатие здорового ребенка даже у тех родителей, которые не заводили детей только по причине генетических патологий у себя или близких родственников.
Недостатки и опасения
Генная инженерия – это область, в которой современные ученые ступают крайне осторожно. Опасения связаны с работой белка Cas9 – он разрезает хромосому, в которой обнаруживает «ошибку», а затем соединяет две разделенные части по эталону. Для этого предварительно в клетку вводится «правильная» версия гена.
Но белок не в 100% случаев работает предсказуемо. Есть риск изменить ДНК не там, где нужно, или разделить молекулы в неожиданных местах, а геном от этого пострадает. Как это проявится на вынашивании ребенка, его жизни и здоровье – неизвестно.
Недостатком остается и процент случайности. Это случаи, когда метод не сработал, даже если до этого в аналогичных условиях он помогал избавиться от заболевания. На геном влияет ряд факторов и не всегда редактирование справляется с ними.
Перспективы
Но не все так туманно и опасно. Ученые уже предпринимают меры по увеличению точности методики, снижая количество ошибок. Для этого берут не только пораженный участок, но и близкие к нему. Чем меньше совпадений, тем ниже вероятность, что белок Cas9 найдет еще один похожий участок и разрежет его, когда в этом не было необходимости.
Сегодня решение вопроса о безопасности и этичности метода не принято окончательно. Делаются большие шаги навстречу генной инженерии. Но пока рано говорить о том, что это перспектива ближайшего будущего.
Причем речь идет не только о заболеваниях. Генные методики уже сейчас могут программировать определенные признаки будущего ребенка. Например, цвет глаз. Скоро, обещают генетики, можно будет менять будущим детям рост, черты лица и уровень интеллекта.
По сути, создавать «дизайнерских» детей-мутантов – умных, талантливых и красивых. В этичности такого вмешательства сомневается не только церковь, но и сами ученые.
Трудно представить, насколько изменится мир, если детей будут не просто зачинать и рожать, а программировать их здоровье, внешность, интеллект, характер. Звучит жутковато. И не факт, что наука пойдет по такому пути.